-÷итатник

Ўаблоны цветов. - (0)

Ўаблоны цветов. ...

Ўтампики с тильдой. - (0)

Ўтампики с тильдой. //s006.radikal.ru/i214/1406/e2/14a5c0273d84.jpg http://s0...

Ўтампики - (2)

ƒелюсь нахом€ченным (штампики ћЌќ√ќ)   3. 4. 5. 6. ...

ќткрытка-комодик.Ўаблон. - (0)

ќткрытка-комодик.Ўаблон.        Ќашла такую интересную от...

ћамина чашка (вышивка) - (0)

ћамина чашка http://www.stitchart.net/vyishivka-tulip-trio.html?utm_source=feedburner&utm_mediu...

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии «оопарк
«оопарк
16:11 24.09.2012
‘отографий: 5

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в —тарника

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ћир_клипарта


 ј  Ќј”„»“№ –≈Ѕ≈Ќ ј —„»“ј“№

—реда, 01 »юл€ 2015 г. 03:38 + в цитатник


♥ќсобенности математического воспри€ти€ дошкольника
ƒл€ того чтобы наши зан€ти€ шли малышу только на пользу, необходимо представл€ть его реальные возможности и потребности. ћы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы. “ак двухлетний малыш может, тыча пальчиком в предметы, последовательно произносить:
— ќдин, два, три, четыре.
“ем не менее, на вопрос: «—колько всего предметов?» — ребенок ответить пока не может. Ћишь в три с половиной-четыре года ребенок готов к началу осмысленного, а не механического обучени€ математике. ќн уже способен научитьс€ складывать и вычитать в уме числа в пределах п€ти, но проделывать те же действи€ с большими числами, обычно до четырех-четырех с половиной лет малышу еще не по силам.
ƒл€ детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. ћалыши считают, что, если раздвинуть предметы – их станет больше, а если их поставить поближе друг к другу, то их станет меньше. ≈сли перенести или изменить положение предметов, то их число тоже изменитс€. ћалыш, складыва€ 4 и 3, об€зательно пересчитает все предметы сначала:
— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, — и только после этого даст ответ.
–ебенок же более зрелый станет считать и рассуждать иначе:
— «десь 4 предмета, значит 4 + 1 + 1 + 1 = 7.
ќбъем и вес предметов малыш тоже представл€ет не совсем правильно. ƒошкольник считает, что сплюснута€ конфета стала меньше, а выт€нута€ больше, и что вата всегда легче железа, так как он опираетс€ на свои ощущени€, а не на непон€тные показани€ весов.
ѕервым такие особенности развити€ дошкольников заметил и описал французский психолог ∆ан ѕиаже. »х так и называют в его честь «феномены ѕиаже».
ћногие из этих феноменов в процессе роста и обучени€ ребенка ослабл€ютс€ к 6-7 годам, но часть из них сохран€етс€ до 9-10 лет. Ќесмотр€ на это, все дети к школе могут научитьс€ считать, складывать, вычитать и решать несложные задачи.

♥— чего начинаетс€ математика


Ћюбое обучение проходит три этапа: привыкание, понимание и осмысленное запоминание. ѕри этом математика не должна быть чем-то отвлеченным, а естественной частью жизни ребенка, иначе он скоро забудет все, чему мы его научили.
—начала, игра€ и разговарива€ с ребенком, учим его сравнивать предметы и их свойства, отличать большую вещь от маленькой, длинную от короткой, т€желую от легкой, круглую от пр€моугольной и многое другое.
ќбычно, еще до того, как ребенок сможет осмыслить, что такое простой счет, мы в разговоре с ним упоминаем числа и математические пон€ти€:
— ∆или-были три медвед€.
— ” теб€ ведь много игрушек. ѕоделись с —ережей!
— “вое ведерко меньше, чем мое.
— ƒай, пожалуйста, ћаше одного поросенка, а другого возьми себе.
— “ы хочешь один играть или пойдешь со мной?
— ” теб€ две ручки – значит, и рукавичек было две. √де втора€ рукавичка?
— ѕодожди п€ть минут, пожалуйста.
¬месте со стихами јгнии Ѕарто дет€м обычно предлагают выучить считалочку про зайчика.
ќдин, два, три, четыре, п€ть –
¬ышел зайчик погул€ть.
¬ результате, большинство детей после трех с половиной лет умеют считать, и даже складывать, и вычитать в пределах четырех-п€ти. ќднако они могут об этом не знать, и им нужно помочь про€вить свои познани€, но сначала ребенок должен научитьс€ считать осмысленно, а не механически

♥ќсмысление счета в игре и движении
"ќленька охотно все пересчитывает и знает, сколько всего предметов, и все-таки € не уверена, что ќленька считает достаточно осмысленно.
„тобы счет стал осмысленнее, мы с ќленькой слегка преобразили известный стишок:
ћы делили апельсин,
ћного нас, а он – один.
Ёта долька – дл€ ежа – раз.
Ёта долька – дл€ чижа – два.
Ёта долька – дл€ кот€т – три.
Ёта долька — дл€ ут€т – четыре.
Ёта долька — дл€ бобра – п€ть.
ј дл€ волка – кожура!
–азозлилс€ волк — беда,
–азбегайтесь кто куда!"
ќсмысление счета — иногда достаточно трудный процесс и может потребовать довольно много времени, поэтому мы, не тороп€сь и не расстраива€сь, пробуем все новые приемы и игры.
"—нова пыталась приблизить ќленьку к осмыслению счета.
—начала выстроила четыре игрушки одну за другой в очередь. «атем мы их пересчитали и у каждой положили пор€дковую цифру. ѕотом обсудили, какое животное стоит до, а какое после, например, зайчика. я старалась задавать четкие вопросы:
—  то стоит перед зайчиком?  то стоит после зайчика?
ѕотом вспомнили мультик про козленка, который умел считать до 10, и снова всех пересчитали:
— —обачка — 1, зайчик — 2, лиса — 3, котик — 4.
» только после этого € стала спрашивать:
— ѕосле единицы какое число стоит? ѕеред 2 какое число стоит?
ќленька четко ответила на оба вопроса, но так как обычные дес€ть минут наших зан€тий подошли к концу, нам пришлось прерватьс€".
“олько когда ребенок сможет четко без ошибок сказать, какое число стоит впереди любого из п€ти первых чисел, а какое сзади, можно считать, что он понимает, что делает и переходить к осмыслению счета до дес€ти и параллельно осваивать сложение и вычитание.

♥ ак лучше представить число
ƒл€ того чтобы ребенок хорошо различал разные числа, в его сознании должны возникнуть образы этих чисел.  онечно, ребенок и без нас может создавать эти образы, но мы можем помочь ему найти более подход€щие и емкие. Ћучше всего дл€ этого подход€т цветные точки крупного детского домино. ¬прочем, и их можно заменить шариками, зайчиками или ромашками. √лавное, чтобы предметы были достаточно мелкими, и их можно было при желании представить как точки домино. —огласитесь, что представить число п€ть легче, если оно изображено компактно в виде мелких предметов, поэтому ничего удобнее, чем изображени€ на домино, и придумать невозможно.
ќднако у ребенка есть больша€ потребность все потрогать и во всем убедитьс€ самому, поэтому мы с детьми начали изготовл€ть из быстро застывающего пластилина дополнительное пособие, которое назвали «математическими шариками». Ёто несколько небольших четырехугольников, каждый с п€тью углублени€ми дл€ шариков.  руглые лунки расположены в том же пор€дке, что и точки на домино. ¬ каждое углубление можно вставить шарик (или другую удобную фигуру). ћожно перекладывать шарики на другой, такой же четырехугольник, и заметить, как выгл€д€т одинаковые числа, или подумать, что сделать, чтобы эти числа были равны.
Ќагл€дность пособи€ и то, что ребенок может своими руками превратить одно число в другое, очень помогает ему легче осознать, чем отличаютс€ разные числа. Ќа данном этапе это очень важна€ задача. »менно этим отличаетс€ ребенок, который умеет считать, от ребенка, который просто запомнил числа без вс€кого понимани€ и реально считать не может.


♥‘ормируем образы чисел от 1 до 5
Ёту важную в обучении малышей тему делим на четыре ступени.
1. «апоминаем, как выгл€д€т числа от одного до п€ти. ”чимс€ считать до п€ти и привыкаем к правильной раскладке чисел в квадратах в виде точек домино.
ќбучающий:
— Ёто домики. ¬ них живут шарики-зайчики. ƒавай посчитаем, сколько шариков-зайчиков живет в каждом домике.
ѕосле этого обучающий предлагает ребенку заселить и другой домик с таким же числом персонажей и в таком же пор€дке.
2. ѕереводим пассивные знани€ в активные. ƒл€ этого поиграем в нашу любимую игру: «”гадай, что € спр€тал». ќна поможет малышу научитьс€ узнавать, сколько шариков размещено на одном квадратике, даже не пересчитыва€, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество шариков.
Ќачинать лучше с двух четырехугольников, которые в игре можно называть разными, более при€тными дл€ слуха ребенка названи€ми, например, домиками или машинками. ћожно, конечно, дл€ этого дооформить наши квадратики крышей или колесами, но у малышей обычно такое хорошее воображение, что достаточно сказать, что этот квадратик теперь ковер-самолет и они его уже вид€т. ≈ще нам понадоб€тс€ пластмассовые цифры, пока от 1 до 5.
’од игры может быть примерно такой:
— ѕосмотри, у мен€ два домика. ¬ каждом живут эти цветные шарики. —колько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? ѕравильно, в первом домике живут 3 шарика, а во втором – четыре. “еперь на домик наползла тучка (листок бумаги). —колько шариков спр€талось под тучкой? ¬ерно, тучка закрыла домик с трем€ шариками. “еперь найди в коробке цифры 3 и 4 и положи тройку р€дом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку куда положим?  онечно, р€дом с домиком, в котором живут 4 шарика.
ѕостепенно количество спр€танных «домиков» доводим до 3-4, не забыва€ придумывать все новые сюжеты игры. Ќапример, как-то наши квадратики превратились в морские корабли, а шарики — в матросов. „асть кораблей спр€талась за скалу, и пришлось срочно вспоминать, сколько матросов на каждом корабле нужно было спасти.
ƒл€ большей нагл€дности предложим ребенку закрыть глазки и по пам€ти рассказать, как выгл€дит какое-то число, а затем открыть глаза и нарисовать его на бумаге или набрать самому на квадратике.
3. «акрепление материала. Ќа данной ступени полезно научитьс€ играть и в саму игру «домино». »граем открыто, переворачива€ все кост€шки точками вверх.  аждый игрок кладет свою кост€шку и громко озвучивает количество точек, например: «п€ть – три». ’орошо, если в игре примут участие и плюшевые игрушки. ћы с ребенком можем делать ходы и за них. ¬ыигрывает тот, у кого кончились кост€шки или их меньше осталось.
–азумеетс€, взрослый выигрывает очень редко – иначе игра быстро надоест.
≈ще одна весела€ игра с воображаемой бабой ягой. ќбучающий выкладывает числовой р€д от одного до п€ти, затем отвлекает ребенка и нарушает пор€док расположени€ цифр.
ќбучающий:
— Ѕаба яга снова перепутала все цифры. “ы сможешь все исправить?
–ебенок знает, что это игра, и баба яга воображаема€, но радостно нам подыгрывает:
— —мотри, баба яга. ћы все цифры снова на место поставили!
4. ”глубление осмыслени€ пон€тий: поровну, одинаковое количество, столько же и чем отличаютс€ числа.
Ѕерем три квадратика и раскладываем так, чтобы на двух из них было одинаковое количество шариков, например по 3, а на третьем другое, например, 4.
— ѕосмотри, это три гнездышка. ¬ них сид€т воробушки. ¬ каком гнездышке воробушков столько же? ј в этих двух поровну? „то надо сделать, чтобы в них стало одинаковое количество птенчиков? ѕравильно, одного убрать!
ѕредлагаем ребенку «догадатьс€», чем отличаютс€ три точки от двух, две от четырех и т.д.
ќтвет, несомненный дл€ взрослого, не так очевиден дл€ ребенка. –ебенок должен ответить примерно так:
— “ри отличаетс€ от двух одной точкой.
ѕри помощи кост€шек цветного домино можно сделать игру сложнее и интереснее. —равнить точки домино по трем признакам: по цвету, расположению и количеству точек.

♥ћатематические подвижные игры
«»ногда к нашим зан€ти€м присоедин€лс€ ќлин дружок ёра. ќни уже умели немного складывать и вычитать, но дл€ того чтобы реб€та лучше осознали отличие сложени€ от вычитани€, мы решили немного вернутьс€ назад. я вспомнила, как на прогулке ќл€ с ёрой с азартом прыгают по лестнице, пересчитыва€ ступеньки, и предложила им попрыгать по музыкальной дорожке с цифрами. —начала они прыгали вперед, с цифры на цифру, от 1 до 10, каждый раз приговарива€:
— ѕрибавл€ем еще один — получитс€ ...
«атем в обратную сторону от 10 к 1, приговарива€:
— ¬ычитаем еще один — получитс€ ...
»гра так полюбилась дет€м, что ёра теперь, как ни зайдет, с порога спрашивает:
— —егодн€ прыгать и считать будем?
 огда, реб€та перестали ошибатьс€, прибавл€€ и вычита€ единицу, то стали вперед и назад считать двойками:
— ƒва, прибавл€ем один и еще один — четыре, прибавл€ем один и еще один — шесть ... »
ѕодобный коврик может помочь и нам. ≈го можно купить или сделать самим, нарисовав на ткани или на бумаге 10 клеток с первыми дес€тью числами цифрового р€да от 1 до 10. Ќиже описаны несколько игр, которые особенно нрав€тс€ малышам.
1. »гра поможет малышу научитьс€ осмысленно считать от одного до дес€ти и обратно. Ѕезусловно, прыгать с кем-то по очереди интереснее.
— ќдин, два, три, четыре, п€ть — п€ть, четыре, три, два, один, — проговаривает малыш, прыга€ с цифры на цифру туда и обратно. ƒл€ разнообрази€ можно прыгать то на одной ножке, то на двух или еще как-нибудь. —о временем доводим число клеток до дес€ти.
 огда ребенок запомнит пор€док счета, можно попросить его снова посчитать вслух, но с закрытыми глазами.
2. Ёта игра поможет ребенку приблизитьс€ к пониманию, что такое сложение и вычитание.
“еперь малыш прыгает с клетки на клетку со словами:
— ќдин, прибавл€ем один — два. ƒва, прибавл€ем один — три. “ри, прибавл€ем один — четыре. „етыре, прибавл€ем один — п€ть. ѕ€ть, вычитаем один — четыре. „етыре, вычитаем один — три. “ри, вычитаем один — два. ƒва, вычитаем один — один, — тщательно проговаривает малыш, прыга€ с цифры на цифру туда и обратно.
3. ≈ще одна игра, котора€ также воспринимаетс€ детьми как веселое развлечение. Ќесмотр€ на это, она на редкость нагл€дно показывает, как мен€ютс€ числа с прибавлением или вычитанием единицы.
–ебенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной €годке (или другой игрушке), проговарива€:
— 1 €годка, прибавл€ем 1, получитс€ 2 €годки; 2 €годки, прибавл€ем 1, получитс€ 3 €годки; 3 €годки, прибавл€ем 1, получитс€ 4 €годки; 4 €годки, прибавл€ем 1, получитс€ 5 €годок.
«атем в обратную сторону, при каждом прыжке собира€ по одной €годке:
— 5 €годок, вычитаем 1, останетс€ 4 €годки; 4 €годки, вычитаем 1, останетс€ 3 €годки; 3 €годки, вычитаем 1, останетс€ 2 €годки; 2 €годки, вычитаем 1, останетс€ 1 €годка; 1 €годка, вычитаем одну, ничего не останетс€ – ноль.
—начала ребенок не понимает, что он уже прибавл€ет и вычитает единицу, он только привыкает к этим пон€ти€м, понимание придет позже.
«Ѕабушка! – просит  атюшка на прогулке, — давай в числа играть. я п€терка, а ты четверка.
— ’орошо, — соглашаюсь €, — так кто первый?
— я, конечно, € же больше! – забегает девочка вперед.
— “огда € теперь семерка, — говорю € и становлюсь впереди  ати.
— ј € уже дес€ть, — говорит  ат€ и снова становитс€ впереди.
— Ћадно, — говорю €, – тогда давай играть, кто меньше. я – семерка!
— ј € шестерка, снова забегает вперед  атюшка.
ћалышке эта игра очень нравитс€, так как в ней чувствуетс€ некое соперничество».
ќчень хорошо, когда не мы, а ребенок становитс€ инициатором зан€тий. »ной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.

ѕревью 1 (604x453, 240Kb)ѕревью 2 (604x453, 254Kb)ѕревью 3 (604x453, 250Kb)ѕревью 4 (604x453, 246Kb)ѕревью 5 (604x453, 234Kb)ѕревью 6 (604x453, 263Kb)ѕревью 7 (604x453, 255Kb)ѕревью 8 (604x453, 265Kb)ѕревью 9 (604x453, 256Kb)ѕревью 10 (604x453, 282Kb)

–убрики:  ћ»– ƒ≈“—“¬ј/обучающие зан€ти€
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку